Оценить качество оказания образовательных услуг ОУ можно на сайте bus.gov.ru
Урок истории в 5-м классе по теме "Природа и люди Древней Индии"
Ашихмина Вера Николаевна учитель истории и обществознания МБОУ ЕСОШ №1
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Цели урока:
познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древней Индии, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представление о религиозных верованиях индийцев;
продолжить формирование умения работать с картой;
развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование урока:
Карта Древней Индии .
Интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор, компьютер.
Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение,
2008.ккарта
к
План урока:
Повторение ранее изученного материала.
Географическое положение, природные условия Древней Индии.
Занятия населения.
Религия.
Закрепление нового материала.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Повторение ранее изученного материала:
II. Игра «снежный ком по теме: «Древнее междуречье».
Изучение нового материала – географическое положение и природные условия Древней Индии:
На доске тема урока – ученики записывают в тетради дату и тему урока. Учитель просит учеников сформулировать задачи на урок, после обсуждения на доске записываются задачи:
познакомиться с географическим расположением новой страны;
познакомиться с ее особенностями, природой и климатом;
узнать про занятия населения и религиозные верования.
Учитель предлагает посмотреть на карту (страница 3), ученики работают с картой в учебнике (стр. 95).
Учитель спрашивает учеников:
Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями (учитель на доске выдвигает закладку с пояснениями к карте).
Задание ученикам найти на карте самые высокие горы в мире – Гималаи (термин с пояснением записывается учениками в тетрадь).
Две крупные реки :Инд и Ганг.Их значение для занятий индийцев.
Сравнить ранее изученнные реки древнего мира и их влияние на занятия людей.
Теперь знакомство с растительным и животным миром Древней Индии, на доске ученики рассматривают изображение труднопроходимых зарослей.
– А как природные условия влияли на занятия населения Древней Индии?
Рассматриваем страницу 5, ирригационная система на полуострове от рек, виды сельскохозяйственных культур, которые были распространены. Вопрос к ученикам:
– Как называется такое занятие?
После ответ учеников «Земледелие»,
На следующей странице определяем животных, которых разводили индийцы, ученики говорят об их пользе для человека.
На доске предметы, которые изготовляли в Древней Индии, рассматриваем предметы и материал, из которого они изготовлены. Ученики отгадывают название занятия.
«Ремесло».
Следующая задача урока – познакомиться с религией в Древней Индии. Учитель рассказывает о боге Брахме и предлагает ученикам прочитать в учебнике рассказ о верованиях древних индийцев.
Затем ученикам задаются вопросы::
– Как относились к смерти древние индийцы?
– Во что они верили?
Учитель обобщает их ответы и говорит о том. Что религию в древней Индии называют – брахманизмом.
III. Закрепление нового материала:
Задания по группам.
Дан общий список понятий – нужно выбрать что имеет отношение к указанному государству.Зикураты
Клинопись
Тигр
Евфрат
Яхве
Иштар
Амон-ра
брахманы
Иерусалим
Вавилон
Инд
Урук
Библ
Мемфис
Нил
Иордан
джунгли
Нифертити
Пирамиды
Алфавит
Колонии
Стекло
Кочевники-скотоводы
Единобожие
Осирис
Бастет
Железо
Ашшурбанапал
Ниневия
. Итог урока:
учитель возвращает учеников к задачам на урок (на доске) и комментирует их, что все удалось и есть ли вопросы по новой теме.
Рефлексия в конце урока:
На доске незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.
Заслушиваются несколько ответов, по фразам учителю станет понятно, что заполнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели на данном уроке.
Ученики записывают домашнее задание, учитель комментирует задание.Дифферецированное задание :учитель для всех задает параграф 20 учебника и рассказывает о заброшенных городах Индии ,предлагая ученикам по желанию найти информацию о них..
Выставление оценок. Для этой цели были привлечены эксперты ,которые оценивали ответы учащихся.