Оценить качество оказания образовательных услуг ОУ можно на сайте bus.gov.ru
Мы имеем дело с детьми, только вступающими
в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно
с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить
душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом,
а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.
А.С.Макаренко
Пояснительная записка
Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.
Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.
Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МБОУ ЕСОШ № 1, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.
Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время.
Исследования показали, что растет количество детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью.
Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление. Это подтвердили и данные диагностики «Определение уровня развития коллектива» по методике А.Н. Лутошкина (5–8 класс) и исследования уровня самоуправления по 6 направлениям с использованием пакета стандартизированных методик М.И.Рожкова.
Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить затруднения в организации воспитательного процесса.
Таким образом, мы выделили следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:
Для решения этой проблемы разработана данная программа.
Программа «Радуга» ориентирована на детей в возрасте 10–14 лет и проходит под девизом «За Родину, добро и справедливость!». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.
Ориентиром в создании данной программы послужили направления программы СПО – ФДО «Игра – дело серьёзное»:
При планировании использовались воспитательные программы, по которым работает школа: «Одарённые дети», «Развитие личности ученика на основе вовлечения его в работу органов самоуправления в школе».
Цель программы: создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.
Задачи:
Программа строится на основе следующих принципов:
Педагогический коллектив школы стремится создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».
Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.
Игра для детей – это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.
Основные формы работы в рамках программы «Радуга» – акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Программа «Радуга» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по пяти направлениям:
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 10 до 17 лет. Срок реализации программы – 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива «АИСТ», что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в классных коллективах, но и в школьном клубе вожатых, с которым активно взаимодействует детское объединение, и в Совете школы.
Формы подведения итогов:
1. Проведение мониторинга
№ |
Аспекты изучения |
Используемая методика |
1 |
Сформированность познавательной и творческой активности. |
Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
2 |
Уровень развития самоуправления в детском коллективе. |
Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе». |
3 |
Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива. |
А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
4 |
Сформированность нравственного потенциала личности ребенка. |
Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
5 |
Выявление мотивов детей в деятельности. |
Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива «АИСТ», итоговый Сбор в конце года.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются единые критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «Радуга».
Условия реализации программы:
1. Наличие материально-технической базы: пионерская комната, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
2. Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
3. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Радуга».
Содержание программы.
Содержание программы «Планета Детства» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: образовательному, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному, «Общение и досуг».
1. Образовательное направление – школа актива «АИСТ»
Содержание изучаемого курса образовательного направления.
Первый год обучения.
Теория: |
Практика: |
Вводное занятие «Давайте познакомимся!» | |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с детским объединением «Надежда». |
Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Разучивание гимна детского объединения и песен. Учимся повязывать галстук. |
История детского общественного движения в России. | |
Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. СПО Нижегородской области. |
Экскурсия в Дом пионеров. Экскурсия в школьный музей «Рождённые бурей». Викторина по изученному. |
Государственная символика. Символика детских организаций. | |
Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России. Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов. |
Составление кроссвордов по изученным темам. Разучивание гимна. Деловая игра по теме. |
Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав, законы. | |
Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав и законы детского общественного объединения «Надежда». |
Работа в группах. Деловая игра «Я и мои права».
|
Методика проведения сбора отряда. | |
Что такое сбор отряда. Как заинтересовать ребят на сборе. Что такое разведка добрых дел? О чём говорят на сборе? |
Деловая игра «Мы на сборе не молчим», работа в группах. |
«Шляпа желаний» и коллективное планирование. | |
Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий. |
«Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям. |
Что такое КТД? Традиционные дела. | |
Методика конструирования и организация КТД. Что такое традиционные дела? традиционные дела детского объединения, школы. |
Организаторское лото. Работа по направлениям. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей. |
Организация и подготовка мероприятия. | |
Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенности организации мероприятий. |
Работа по направлениям, деловая игра. |
Учимся играть. | |
Виды игр. Их значение в деятельности объединения. Как правильно выбрать игру. |
Разучивание игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, настольных), составление игротеки. |
Итоговое занятие. | |
|
Игровой практикум. Тренинг. |
Второй год обучения.
Теория: |
Практика: | |
Вводное занятие | ||
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности. |
Вводная диагностика. Игровой тренинг. | |
Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия». | ||
Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Компас» и др. |
Работа в группах. Викторина по изученному. | |
Методика организации и проведения КТД. | ||
Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову). |
Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД. | |
Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения). | ||
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. |
Разучивание и проведение игр, составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ для младших школьников. | |
Что такое проект? | ||
Проект. Основные отличия между концепцией, программой и проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы. |
Работа по направлениям: мозговой штурм и разработка небольших проектов. | |
Защита проектов. | ||
|
Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям. | |
Мы – вожатые. | ||
Каким должен быть вожатый? Задачи и цели работы вожатых. Возрастные особенности детей. Чем заинтересовать подшефных ребят? |
Анкетирование «Почему я хочу быть вожатым?» Игра на взаимодействие. Составление игротеки вожатого. | |
Кто такой лидер? | ||
Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы. |
Работа в группах, тренинг, тестирование. Игра-практикум «Как вести за собой?» | |
В мире интересных игр. | ||
Как разработать игровую программу. |
Разработка и проведение игровой программы «В гостях у Затейников» в группах. | |
Итоговое занятие. | ||
|
Игровой зачёт. Викторина по изученному. | |
Третий год обучения.
Теория: |
Практика: | ||
Вводное занятие | |||
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса на год, повторение изученного. |
Игровой тренинг, анкетирование. | ||
Что такое план. Планирование основных мероприятий объединения. | |||
Понятие плана. Представление о планировании. |
Работа по направлениям. Группы планируют мероприятия в детском объединении. | ||
Хорошее слово – «совет». | |||
Что такое совет? Совет объединения и совет дела. Функции совета, организация работы совета. |
Создание советов дела по направлениям. Разработка интересных дел для младших школьников. | ||
Социальное проектирование. | |||
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. |
Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам. | ||
Организация и проведение коллективно-творческого дела. | |||
Шесть стадий проведения КТД. Структура и виды КТД. |
Работа по направлениям: разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору. | ||
Учимся подводить итоги. | |||
Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения. исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования. |
Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет. | ||
Навыки конструктивного общения. | |||
Правила межличностного общения. особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений. |
Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми. | ||
Игра как способ общения. | |||
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. |
Игротека. Игровой тренинг. Игровая конкурсная программа.
| ||
Азы вожатского мастерства. | |||
Заповеди вожатого. Особенности временного детского коллектива. Как придумать мероприятие? Игры и алгоритмы наиболее популярных дел. Клуб вожатых. |
Работа с «Памяткой вожатому от ребёнка». Разработка мероприятия по алгоритму. | ||
Итоговое занятие. | |||
|
Викторина по изученному. | ||
Учебно-тематический план образовательного направления.
Первый год обучения.
№ п/п |
Наименование темы: |
Кол-во занятий: |
Количество часов: | ||
теория |
практика |
всего | |||
1. |
Вводное занятие «Давайте познакомимся!» |
2 |
1 |
1 |
2 |
2. |
История детского общественного движения в России. |
3 |
2 |
1 |
3 |
3. |
Государственная символика. Символика детских организаций. |
4 |
2 |
2 |
4 |
4. |
Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав. Законы. |
3 |
2 |
1 |
3 |
5. |
Методика проведения сбора отряда. |
3 |
1 |
2 |
3 |
6. |
«Шляпа желаний» и коллективное планирование. |
4 |
2 |
2 |
4 |
7. |
«Что такое КТД? Традиционные дела» |
4 |
2 |
2 |
4 |
8. |
Организация и подготовка мероприятия. |
5 |
2 |
3 |
5 |
9. |
«Учимся играть!» |
4 |
2 |
2 |
4 |
10. |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
16 ч |
18 ч |
34 часа |
Второй год обучения.
№ п/п |
Наименование темы: |
Кол-во занятий: |
Количество часов: | ||
теория |
практика |
всего | |||
1. |
Вводное занятие . |
2 |
1 |
1 |
2 |
2. |
Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» |
3 |
3 |
- |
3 |
3. |
Методика организации и проведения коллективно-творческих дел. |
5 |
2 |
3 |
5 |
4. |
Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения). |
5 |
2 |
3 |
5 |
5. |
Что такое проект? |
3 |
1 |
2 |
3 |
6. |
Защита проектов. |
2 |
- |
2 |
2 |
7. |
«Мы – вожатые!» |
4 |
2 |
2 |
4 |
8. |
Кто такой лидер? |
4 |
2 |
2 |
4 |
9. |
«В мире интересных игр» |
4 |
1 |
3 |
4 |
10. |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
14 ч |
20 ч |
34 часа |
Третий год обучения.
№ п/п |
Наименование темы: |
Кол-во занятий: |
Количество часов: | ||
теория |
практика |
всего | |||
1. |
Вводное занятие . |
2 |
1 |
1 |
2 |
2. |
Что такое план? Планирование основных мероприятий объединения. |
4 |
1 |
3 |
4 |
3. |
Хорошее слово – «совет». |
2 |
1 |
1 |
2 |
4. |
Социальное проектирование. |
4 |
2 |
2 |
4 |
5. |
Организация и проведение коллективно-творческого дела. |
5 |
2 |
3 |
5
|
6. |
Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос). |
3 |
1 |
2 |
3 |
7. |
Навыки конструктивного общения. |
4 |
2 |
2 |
4 |
8. |
Игра как способ общения. |
4 |
1 |
3 |
4 |
9. |
Азы вожатского мастерства. |
4 |
1 |
3 |
4 |
10. |
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты?» (по программам СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия») |
2 |
- |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
12 ч |
22 ч |
34 часа |
Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 40-45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Задачи направления:
2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!»
План реализации программы по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровье – это здорово!»
Месяц |
1 год реализации программы |
2 год реализации программы |
3 год реализации программы |
Сентябрь |
Спортивный праздник «Весёлая эстафета» (5-6кл.) |
День здоровья (1-11 классы) |
День бегуна. Осенний марафон (1 – 11 класс) |
Октябрь |
Конкурс комиксов «Суд над сигаретой» |
«Весёлые старты» (7-8 класс) |
Конкурс плакатов «В здоровом теле здоровый дух!» |
Ноябрь |
Игра «Зов джунглей» (3-5 класс) |
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» (5-6 кл.) |
«Путешествие в Спортландию» ( 3-6 класс) |
Декабрь |
Игра «Не мои сестрички вредные привычки» (7 кл.) |
Конкурс листков здоровья «Резервы богатырского здоровья» (5-8 кл.) |
Круглый стол «СПИД - чума века» (7-8 класс) |
Январь |
Зимние забавы на свежем воздухе (5-8 класс) |
«В гостях у Снежной королевы» (строительство снежного городка) |
Рождественские забавы на свежем воздухе (5-8 класс) |
Февраль |
Соревнования «А ну-ка, мальчики!» (5-6 класс) |
Спортивный праздник «Мальчишник» (5-8 кл.) |
Спортивный праздник «Мужество. Отвага. Честь» (5-8 классы) |
Март |
Спортивный праздник «Путешествие в Спортландию» (7-8 класс) |
Спортивная игра «А ну-ка, девочки!» (5-8 класс) |
Конкурсная программа «Самая, самая, самая…» (7-8 класс) |
Апрель |
Конкурс плакатов «Чистота – залог здоровья» (5-8 класс) |
Спортивный праздник «Как на Масленой неделе» (5-8 класс) |
Соревнования «Самый спортивный класс» (5-8 кл.) |
Май |
Майская эстафета (1-11 кл) «Ребячья кутерьма» (5-8кл) |
День бегуна (1-11 класс) «Ребячья кутерьма» (5-8кл) |
Майская эстафета (1-11 классы) «Ребячья кутерьма» (5-8кл) |
Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное направление программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания.
Задачи направления:
3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты Родины!»
План реализации программы по гражданско-патриотическому направлению
«Мы – патриоты Родины!»
Месяц |
1 год реализации программы |
2 год реализации программы |
3 год реализации программы |
Сентябрь |
Экскурсия в школьном музее «Рождённые бурей» (5-е классы) |
Музейный урок «Памяти павших будьте достойны!» (7-8 класс) |
Час поэзии «Донские поэты о Родине» (5-8 кл.) |
Октябрь |
Форум для учащихся 7-8 классов «Я – гражданин России» |
Викторина для 5-6 классов «История Ростовской области» |
Составление своей родословной (7-6 класс) |
Ноябрь |
Концерт ко Дню народного единства «Мы россияне» |
Праздник «Мы едины» с вручением паспортов для уч-ся 5-11 кл. |
Конкурс весёлых и находчивых «Суп из топора» (8 кл.) |
Декабрь |
Деловая игра «Гражданином быть обязан» (6-7 кл.) |
Викторина «Знаешь ли ты?» (8 класс) |
Экскурсии в школьный и поселковый музеи (5-8 классы) |
Январь |
Экскурсии в поселковый природно-краеведческий музей |
Тематический вечер «Русский сувенир» (5-6 класс) |
Конкурс плакатов на военно-патриотическую тематику |
Февраль |
Игровая программа «Мальчишник» (5-6 классы), |
Встреча с ветеранами и воинами-афганцами в музее (8-е классы) |
Конкурс военной инсценированной песни (7-8 классы) |
операция «Ветеран живёт рядом» |
операция «Ветеран живёт рядом» |
операция «Ветеран живёт рядом» | |
Март |
Операция «Ветеран живёт рядом» |
операция «Ветеран живёт рядом» |
операция «Ветеран живёт рядом» |
Викторина «Женщины в истории России» для 7-х классов |
Лингвистический конкурс «Ты и твоё имя» (6-7 класс) |
Викторина по произведениям о войне «Судьба женщины – судьба России» | |
Апрель |
Турнир знатоков «За страницами учебника истории» (8-е классы) |
Фольклорный праздник «Традиции и обычаи русской семьи» |
Конкурс сочинений по старой семейной фотографии «Страничка из прошлого» |
Май |
Операция «Ветеран живёт рядом» Вахта памяти у Вечного Огня |
КТД «Никто не забыт, ничто не забыто» (5-8 классы) Операция «Ветеран живёт рядом» Вахта памяти у Вечного Огня |
Операция «Ветеран живёт рядом» Вахта памяти у Вечного Огня Урок памяти в школьном музее |
В теч.года |
Участие в работе школьного музея «Рождённые бурей» |
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и желание принимать активное участие в жизни посёлка, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах.
Задачи направления:
4. Социальное направление «Добро есть жизнь!»
План реализации программы по социальному направлению
«Добро есть жизнь!»
Месяц |
1 год реализации программы |
2 год реализации программы |
3 год реализации программы |
Сентябрь |
Операция «Цветы в подарок» (поздравление учителей-ветеранов с Днём Знаний и Днём учителя) |
Операция «Подарок» (поздравление с Днём знаний и Днём учителя) |
Операция «Разрешите Вас поздравить!» |
Октябрь |
Концерт ко Дню пожилого человека |
Акция «Праздник в подарок» в Доме-интернате для пожилых людей |
Концерт в доме-интернате для пожилых людей |
Ноябрь |
Концерт в Доме-интернате для пожилых людей к Дню народного единства |
Концерт в доме-интернате «Мы вместе!» |
Концерт в доме-интернате для пожилых людей «России славные страницы» |
Декабрь |
Вечер семейных увлечений для уч-ся и родителей 6-х кл. «Родительский дом – начало начал» |
Операция «Кормушка», экскурсия в парк (4-5 кл.) |
Встреча с родителями – представителями интересных профессий (6-8 кл.) |
Январь |
Игровая программа «Шаг навстречу» (о милосердии) для 7-х классов |
Акция «Рождественский подарок» (для подшефных) |
Акция «Сюрприз для подшефных» |
Февраль |
Операция «Ветеран» (поздравление мужчин с 23 февраля) |
Концерт для ветеранов «Песня в солдатской шинели» |
Вечер русского народного творчества |
Март |
Операция «Подарок» (поздравление учителей-пенсионеров с 8 Марта) |
Праздник в детском саду «Озорник Мавраль» |
Поздравление ветеранов с Международным женским днём |
Апрель |
Экологическая акция «Умоем планету» (1-11 классы) |
Концерт «Весенние посиделки» |
Трудовая операция «Мы за чистую станицу» |
Май |
Конкурс социальных проектов «Весёлая клумба» (5-8 классы) |
Игровая программа «День Земли» (1-8 классы) |
Работа на пришкольном цветнике |
В течение года |
| ||
Акция «Доброе сердце» (помощь ветеранам войны и труда) |
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь ( пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи направления:
5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?»
План реализации программы по направлению «Общение и досуг»
«Каждое дело творчески – а иначе зачем?»
Месяц |
1 год реализации программы |
2 год реализации программы |
3 год реализации программы |
Сентябрь |
Викторина «Хочу всё знать!» (6-7 классы) |
Игра «По морям, по волнам» (6-7 класс) |
Познавательная игра «Большие буквы» |
Выставка цветов «Чудесные краски осени» |
Встреча с интересными людьми (8 кл.) |
Творческая встреча в районном музее | |
Встреча с заслуженным учителем РФ Мирошкиной Т.А. (8-е классы) |
Выставка детского творчества «Наши руки не для скуки» |
Выставка осенних букетов «Осенний звездопад» | |
Октябрь |
Концерт «С Днём учителя!» |
Концерт «С Днём учителя!» |
Концерт «С Днём учителя!» |
Смотр классных уголков (5-8 кл.) |
Смотр классных уголков (5-8 кл.) |
Смотр классных уголков (5-8 кл.) | |
Праздник «Что за чудо, что за осень!» (8 кл) |
Осенний бал для 7-8 кл. |
Вечер отдыха «Да здравствует игра» | |
Ноябрь |
Праздник сказки «Что за прелесть эти сказки!» по творчеству А.С.Пушкина, 5-7кл. |
Посвящение в детское общественное объединение «Радуга» |
Праздник для мам «Добрые волшебницы», конкурс рисунков к Дню матери |
Декабрь |
КТД «День добрых сюрпризов» |
КТД «День добрых сюрпризов» |
КТД «День добрых сюрпризов» |
Январь |
КТД «Новогодняя сказка» |
Игровая программа для младших школьников «Здравствуй, старый Новый год!» |
Игровая программа «Рождество в кругу друзей» (5-8 классы) |
Февраль |
«Валентинова почта» ко дню Св.Валентина |
Викторина «Мальчишки, вперёд!» (5-6 и 7-8 классы) |
КТД «День всех влюблённых» |
Март |
Концерт к 8 Марта для учителей и работниц школы |
Концерт к 8 Марта для учителей и работниц школы |
Концерт к 8 Марта для учителей и работниц школы |
Праздник мам в 5-х кл. «Самая лучшая в мире милая мама моя!» |
Игровая программа для 6-х классов «Скоро каникулы!» |
Конкурсная программа «Длинная коса - девичья краса» | |
Апрель |
Посвящение в детское общественное объединение «Радуга» |
Викторина для 7-8 кл. «Человек и космос» |
Посвящение в детское общественное объединение «Радуга» |
Май |
КТД «День детских организаций» |
КТД «День детских организаций» |
КТД «День детских организаций» |
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях является одной из основных черт ребёнка 10–14 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.
Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
Задачи направления:
Особенность программы «Радуга» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста «Высоты».
Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике.
Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «Радуга» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует со всеми учащимися, клубом вожатых, Советом школы, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, работу с подшефными и соревнования, соцопросы и КТД.