Тема урока «Служат к сокращению слова человеческого…».
(Употребление причастий и деепричастий в речи).
Цели:
Воспитательные.
1. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, донскому краю, совершенствование работы в коллективе.
Развивающие.
1.Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать и обобщать.
Образовательные.
1. Активизировать знания по темам «Причастие» и «Деепричастие».
2. Совершенствовать навык отличия причастий и деепричастий от других частей речи.
3. Формировать умение находить причастия и деепричастия в тексте и определять их роль в тексте.
4. Развивать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность.
Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие».
Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация знаний, развитие речи.
Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, дидактический раздаточный материал, толковый словарь.
Ожидаемый результат: выявлена роль употребления причастий и деепричастий в речи.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! Добрая ласковость слов
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете!
Итак, друзья, мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний.
1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами ещё раз поговорим о необычных словах. В определении темы нам поможет эпиграф к уроку: «Я мыслю – значит, я существую», а также подсказка на интерактивной доске: «Служат к сокращению слова человеческого…?»
Учащиеся определяют тему и дописывают слова на доске - причастия и деепричастия.
А теперь с помощью слов – подсказок сформулируйте цели урока:
- повторим …
- научимся …
- узнаем …
- проверим …
- Как вы думаете, почему Ломоносов сказал, что причастия и деепричастия «служат к сокращению слова человеческого»? (сочетают в себе признаки 2 частей речи: причастие – глагола и прилагательного, деепричастие – глагола и наречия)
А хорошо ли вы их знаете, проверим это, выполнив следующее задание:
В соответствующие словам столбцы проставьте крестики, но лишь там, где есть причастие или деепричастие.
|
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
мигая |
блестящий |
|
|
2 |
украсивший |
красивый |
|
|
3 |
заблистав |
переливаясь |
|
|
4 |
синеет |
завороженный |
|
|
5 |
засыпая |
царственный |
|
|
Учитель: В каких ситуациях и как часто мы применяем в речи причастия и деепричастия, какова их роль в тексте?
3. Лингвистический эксперимент.
Ребята, предлагаю провести лингвистический эксперимент. На доске предложения, внимательно прочитайте их и выполните следующее задание:
Заменить деепричастиями
1 вариант - первый глагол
2 вариант – второй глагол
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
(Взаимопроверка).
Учитель: Какой вариант предложений лучше? Почему?
Учащиеся делают вывод, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия дописывают, дорисовывают основное действие, названное сказуемым. При помощи деепричастий картина оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.
Учитель: Давайте в этом убедимся, работая над упражнением 538.
Внимательно прочитайте текст. Запишите в тетрадь предложение, в котором заключается основная мысль текста.
4. Ролевая игра «Я редактор газеты».
Ребята, а теперь давайте попробуем себя в роли редакторов. К вам пришёл юный корреспондент и принёс заметку. Это его первая проба пера. Она несовершенна. Попытайтесь отредактировать текст, помня, что причастия и деепричастия «служат к сокращению слова человеческого». ( Текст у каждого на столе).
Запишите исправленный текст в тетрадь, соблюдая не только речевые, но и орфографические, и пунктуационные нормы. Обратите внимание на схемы в ваших справочниках. Что они иллюстрируют? (Предложения с причастными и деепричастными оборотами).
Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, которые она превратила в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, которые побелели от мороза, стали похожи на сказочных героев, которые были одеты в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, которые заколдовала зима.
Вечереет…Багряное солнце уходит за горизонт и окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов.
Проверим отредактированный текст, обратившись к интерактивной доске. (Самопроверка).
Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, превращённые в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, побелевшие от мороза, стали похожи на сказочных героев, одетых в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, заколдованные зимой.
Вечереет… Багряное солнце, уходя за горизонт, окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов. (Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёз, волны сугробов).
Учитель: Попытайтесь убедить юнкора, что отредактированный текст лучше. (Употребление причастия делают текст необыкновенно красочным, ярким, предметы приобретают выпуклость, неповторимость, текст обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, фразы уже не скучные. Причастные обороты обладают выразительной краткостью)
Учитель: Думаю, что несколько раз прочитав этот текст, вы уже представили себе картину. А давайте посмотрим на иллюстрации, нарисованные Масенюком Максимом.
(Представление иллюстраций).
Похожи они на ваши?
А вот Булыгина Юля создала к данному тексту презентацию, в которой показана красота русской зимы.
(Представление презентации. Звучит музыка Фредерика Шопена «Зима»).
5. Физкультминутка.
А теперь, ребята, давайте пройдём с вами по зимнему лесу, а поможет нам в этом музыка и ваше воображение.
Встаньте, пожалуйста, возле своих парт. Представьте себя на зимней полянке. Какой морозный воздух, вдохнём глубоко… ещё… Кусты шиповника покрыты пушистым белым снегом, который так и хочется стряхнуть. Правой рукой с одной ветки… левой - с другой. Хочется дотронуться до придорожной былинки… Снежинки закружились в воздухе, попытаемся их поймать… Сдуем снежинки с ладошки… И снова за работу.
6. Анализ текста.
1.Наблюдение над языковым материалом.
Учитель: Возвращаясь к разговору о необычных словах, вспомним еще об одном из них. Перед вами отрывок из стихотворения «Сочельник» донского поэта Николая Туроверова.
Индивидуальное задание:
- воспользовавшись интернетом, подготовить сообщение о биографии Николая Туроверова, его творчестве;
- работа с толковым словарём: найти значение слова СОЧЕЛЬНИК;
- обозначить в стихотворении «партитуру» чтения.
СОЧЕЛЬНИК.
Темнея(?)спит за речкой ельник(?)
И(?) серебрясь(?) синеет сад.
А над селом зажег сочельник
Зеленый медленный закат.
Лиловым дымом дышат хаты,
Морозна праздничная тишь.
Снега, как комья чистой ваты,
Легли на грудь убогих крыш.
Учитель: Прочитаем стихотворение («партитура» чтения).
- Какие изобразительно – выразительные средства использует автор? (Олицетворения, эпитеты, сравнения)
- Найдем в тексте деепричастия. По какому признаку вы их определили?
- Выпишем в тетрадь деепричастия с основными глаголами.
- Обратим внимание на 1-е предложение. В чем особенность пунктуационного
оформления деепричастий?
- Давайте определим роль деепричастий в тексте.
- А что произойдёт, если мы заменим в оборотах деепричастия на глаголы? (Смена действий, если оба глагола; одновременность, добавочность, если деепричастие)
- Для чего используются деепричастия в речи? Сделайте вывод.
Учащиеся: Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При помощи деепричастий картина, созданная поэтом, оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.
7. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель. Наш урок подходит к концу, но разговор о роли причастий и деепричастий в речи, о возможных ошибках в их употреблении мы еще продолжим. Давайте же подведём итоги урока.
- Как вы оцениваете урок и вашу работу на нем, поднимите соответствующую снежинку.
(Голубая - участвуя в работе, получал удовольствие, пополнил свои речевые богатства и усовершенствовал инструменты их поиска.
Белая - присутствуя на уроке, занимался как обычно, чувствую себя ничего не потерявшим и не нашедшим.
Фиолетовая - оставаясь на уроке наблюдателем, ушёл скучающим, без новых знаний).
8. Домашнее задание.
Учитель.
- Писатель А.И. Куприн говорил: « Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…»
Пусть наши руки ещё не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но вы постараетесь создать свои маленькие произведения.