ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

                                               

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Воронкова Татьяна Григорьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1

347660 ст. Егорлыкская, ул Орджоникидзе,51

Учитель немецкого языка

30 лет

II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий. 

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 Противоречия можно рассматривать   между:

Ø Недостаточным уровнем  результативности участия в олимпиадах.

Ø Однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ.

Ø Между отсутствием заинтересованности к изучению иностранного языка и высокими требованиями государственного образовательного стандарта.

Ø Между информационной насыщенностью и условиями учебного процесса

Ø Усилением социокультурного компонента содержания обучения иностранному языку и отсутствием взаимодействия с носителями языка в реальной жизни

Ø Между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта заключается в совершенствовании преподавания иностранного языка на основе внедрения информационных технологий в образовательный процесс, формирование иноязычной и межкультурной компетенции школьников. Одним из способов активизации учебной деятельности учащихся является создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам с использованием информационно коммуникационных технологий. Мультимедийные уроки, аудиодиски, аудиокурсы, образовательные программы, использование материалов из сети Интернет в урочной и внеурочной деятельности – эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка на разных ступенях обучения. ИКТ помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, создаёт условия для их успешной самореализации.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Обучение иностранному языку с использованием ИКТ имеет ряд преимуществ перед уже существующими технологиями. ИКТ даёт возможность слушать, видеть и общаться с носителями языка. Используя информационные технологии можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, говорения, аудирования, пополнять словарный запас у учащихся .совершенствовать грамматические навыки, формирует у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка, способствует повышению интереса к предмету ,помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка, формирует культуру общения как средства общения.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Педагогическая деятельность направлена на развитие у учащихся общеучебных навыков, мотивацию на достижение более высоких результатов а также непрерывное повышение педагогического мастерства учителя. Продуктивность данной деятельности обеспечивается использованием  информационно – коммуникационных технологий.

Созданием благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Разработаны уроки – проекты с использованием ИКТ, аудиокурсы, мультимедийные уроки по темам, мультимедийные презентации как для учебной деятельности. так и для внеклассных мероприятий, что позволяет экономить время при подготовке к уроку, оптимально составлять траекторию урока с применением ИКТ на различных этапах урока, активизировать учебно-познавательную деятельность с учётом дифференциации и индивидуализации личностного подхода. В кабинете создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: лингафонный кабинет, компьютер, плазменный телевизор.

6.Результат изменений

Положительная динамика сформированности языковых, коммуникативных, учебных компетенций, активное участие в проектной, творческой деятельности, во внеклассной работе по предмету.

Применение ИКТ на уроках иностранного языка позволяет:

• усилить образовательные эффекты;                                   

• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

• повышать познавательную активность обучающихся;

• повысить качество усвоения материала;

• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

• развитие творческой активности.

                

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Буклеты , представленные на районную конференцию.

Размещение информационной карты инновационного опыта  на сайте школы, на сайтах в сети интернет.

                                                                                                                        

                                II. ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ**      

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы. Используя ИКТ на уроках немецкого языка, я  ищу новые подходы и стили к процессу обучения. И так, назову наиболее часто используемые мною элементы ИКТ в учебном процессе: лингафонный кабинет, образовательные ресурсы Интернета, CD диски с картинами и иллюстрациями, видео- и аудиотехника, мультимедийные программы, аудиокурсы, светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (плазменный телевизор, компьютер) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разные функции: служить опорой для понимания речевой структуры; быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание; проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению. Звукотехнические средства (лингафонный кабинет) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствует интенсификации учебного процесса. Использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых, что способствуют интенсификации учебного процесса, и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.. Использование мультимедийных презентаций позволяет наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности в сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности.

Одним из способов применения  информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка - являются компьютерные обучающие программы –мультимедиа. .Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности., Положительные результаты качества проведения урока оказывают аудиокурсы, которые помогают закреплять лексические единицы, речевые образцы, грамматические структуры. Планируя цепочку уроков по теме, важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.  Использование ИКТ в учебном процессе и в внеклассной работе повышает информационную культуру учащихся, уменьшает утомляемость, усиливает мотивацию учеников, помогают сделать уроки более яркими и интересными.

                                 I V.  Информационные характеристики опыта*

           (матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)

Характеристики

инновационного опыта**

Обучение ***

Воспитание***

Дополнительное образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

Личностно – ориентированный подход, иноязычная коммуникативная компетентность

Формирование творческой личности

 

Развитие толерантного отношения к проявлениям другой культуры.

2. Цели и задачи

 

Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку, развитие индивидуальных способностей у учащихся..

.Воспитать творческую, самостоятель­ную личность с по­требностью к познанию, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию..

 

.Индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал.

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

 

 

 

4. Содержание образования

Федеральный и региональный  ыкомпонент образования.

Усвоение программ базового уровня,

умение самостоя­тельно и творчески работать; использование мультимедий в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

5. Технологии, в том числе ИКТ

Информационно-коммуникативные технологии, здоровье-сберегающие,технологии, игровые технологии.

технология проектного обучения. мультимедия.

коллективное творческое дело

технология сотрудничества

Диффе­ренцированный подход .        

 

6. Средства

 Интернет, лингафонный кабинет, аудиокурсы, аудиодиски..

 

 

 

7. Методы

Метод проектов, наглядный. поисковый .метод посильности. преемственности, функциональности.

 

 

8. Организационные формы

Урок, внеклассное мероприятие, индивидуально – групповые занятия.

Групповые, индивиду­аль­ные

 

 

9. Образовательная среда

Развивающая.

Коллектив учащихся.

 

 

10.Информационно-методическая среда

Нетрадиционные формы уроков,обучающие программы, аудиокурсы. мультимедийные программы.

 Олимпиады, внеклассная работа.

 

11.Информационные ресурсы

Интернет,

научно– методическая литература, методический журнал

 

. Создание муль­тимедий­ных презента­ций.

12.Организационные ресурсы

 Школьное  и районное методическое объединение учителей ин.яз., педагогический совет.курсы.

.

 

13.Мотивационные ресурсы

Интерес учащихся к иностранному языку, участие в олимпиадах, во внеклассных мероприятиях по предмету,повышение профессиональной компетентности и методической грамотности учителя.заинтересованность в результатах обучения средствами предмета.

Проектная деятельность с применением ИКТ создали мотивационную базу для изучения учащимися иностранного языка.

Формирование глубокого и устойчивого интереса к изучению немецкого языка посредством внеклассной работы по предмету.

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)

 

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Курсовая переподготовка, спецлитература по современным педагогическим технологиям, материалы из Интернет-ресурсов,

  

 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Лингафонный кабинет, персональный компьютер, наглядно-иллюстративный материал,диски, презентации.

 

 

17.Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)